УДК 378.147.51
Д. А. Бовт,
Донецкий национальный университет (г. Донецк)
В настоящее время применение информационно-коммуникационных технологий в образовании получило широкое распространение. Разработаны и разрабатываются всевозможные педагогические программные средства для учебно-познавательной деятельности обучающихся. Но неразрешенными остаются пока следующие противоречия. Во-первых, разграничение собственно педагогических программных средств, как свободного программного обеспечения, то есть то, что доступно в Internet и не требует дорогостоящей поддержки (как, например, приложения GRAN) и на коммерческое программное обеспечение, то есть то, что ориентировано на широкий текущий рыночный спрос, но с попытками применить его в сфере образования (как, например, MathCAD и Maple). Во-вторых, в существующих педагогических программных средствах не предусмотрена возможность сервиса непосредственно через сеть Internet, а тем более их взаимодействие. В-третьих, с выходом версии Windows Azure, работа пользователей перемещается и, со временем, полностью переместиться в Internet. Вот почему, в-четвертых, современная тенденция разработки Windows и Web-приложений предусматривает распределенную архитектуру – то есть архитектуру, предназначенную для работы с компьютерами и устройствами, соединенными в сеть (мы не говорим о Linux потому, что благодаря концепции Open Source, все время увеличивающееся количество дистрибутивов делает разработку педагогических программных средств и их поддержку затруднительной, несмотря на практику install-fast).
Идея повторного использования программного кода, при создании программного обеспечения, которая была отражена в создании статических библиотек (процедуры и объекты), а затем и динамических библиотек (DLL\Сборки и компоненты), привела к необходимости вызывать компоненты по сети. Обмен компонентами по сети с помощью Remote Procedure Call, или COM+, или же DCOM, позволяет вызывать по сети необходимые для работы с приложениями сервисы. Набор же всех необходимых сервисов, которые пользователь может получить и использовать, образуют так называемую абстракцию [2].Так что создание приложений и их использование перемещается в сеть. Распределенная архитектура специально предусматривает разработку приложений и их работу для многих пользователей, где бы они ни находились. Однако, когда число пользователей возрастает, необходима такая платформа, которая учитывает поддержку масштабируемости (то есть, когда мы можем зайти в сеть и увеличить возможности нашего сервиса). С этой целью и была разработана Windows Azure, а точнее, Azure Services Platform. И если Windows – это набор API и компонентов, то Azure Services Platform – это набор компонентов для построения масштабируемых веб-приложений [3].
Как известно, для построения приложений работающих в сети применяется .NET платформа. Microsoft позиционирует .NET как основную платформу для разработки многих типов приложений. При помощи .NET разрабатываются системы, которые состоят из связанных приложений, общающихся между собой через Internet [1].
Проектирование педагогических программных средств на основе .NET технологии, на наш взгляд, предоставляет следующие преимущества:
¾ возможность использования свободного педагогического программного обеспечения неограниченным числом пользователей;
¾ возможность совместной разработки педагогических программных средств и сервисов;
¾ избежать дополнительных затрат на поддержку;
¾ использовать необходимые для работы приложений сервисы непосредственно через сеть Internet, а также их взаимодействие;
¾ проектировать масштабируемые приложения, ориентированные на современные технологии, такие как, например, Azure Services Platform;
¾ хранить и использовать информацию на серверах, при неограниченном объеме дискового пространства и постоянном доступе к данным.
В работе учебной лаборатории «Моделирование педагогической деятельности», мы, используя .NET как платформу, проектируем программно-педагогические средства в интегрированной среде Microsoft Visual Studio 2010, применяя для этого язык программирования C# (Си-шарп). Что позволяет функционировать приложениям по принципу распределенной архитектуры, то есть взаимодействие между сервером и пользователями, а также взаимодействие между самими приложениями. Это обеспечивает пользователям постоянную доступность работы с приложениями и ее сервис непосредственно в сети Internet.
ВЫВОДЫ
Поскольку большинство проектируемых в настоящее время программно-педагогических средств ориентированы на работу под управлением операционной системы Windows и предусматривают работу пользователей в локальной сети, то проектирование педагогических программных средств в учебной лаборатории на основе .NET, ориентированных на современные технологии (такие как Azure Services Platform) и работу в сети Internet, позволит неограниченному количеству пользователей свободно работать с необходимым программным обеспечением, когда и где это необходимо, а также предоставит совместимость с новейшими разработками в этой области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Price J., Gunderloy M. Mastering Visual C#.NET. San Francisco – London. – 2004. – p. 958.
2. Archer T. Inside C# Microsoft Press. – 2008. – p. 418.
3. http://www.techdays.ru