УДК 930.1

ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗА ИНЖЕНЕРА

М. В. Масаев,

Крымский УКЦ Киевского славистического университета

(г. Симферополь)

 

Постановка проблемы. Первые два десятилетия после распада СССР прошли для независимой Украины под знаком реставрации капитализма и усиленной подготовки в вузах экономистов. И, как говорил пророк Израилю в ветхозаветные времена: «Купцов у тебя стало более, нежели звёзд на небе» [1, c. 906]. «Но эта саранча, – как предупреждал пророк Наум, – рассеется и улетит» [1, c. 906]. То, что эта саранча рассеется и улетит, чувствуют уже и на Украине, и в России. Опыт Китая, Японии и даже соседней Турции свидетельствует о том, что процветают те, кто производит. А для производства, в частности, нужны инженеры. В России для стимуляции процесса подготовки инженеров создаётся «силиконовая долина» в подмосковном Сколково. Но одновременно в России становится популярным лозунг: «Даёшь гуманитарное Сколково!» И это не случайно.

Актуальность затрагиваемой темы в том, что без гуманитарной составляющей подготовка современного инженера – дело весьма дорогое как для государства, так и для отдельных граждан – может оказаться для государства делом абсолютно бесполезным. И вот почему. За годы независимой жизни население Украины постоянно уменьшается. Только к 2005 г. население Украины уменьшилось с 52 млн. [2, c. 4] до 47 млн. [2, c. 4]. И объясняется это не только ростом благосостояния населения, как это попытался сделать известный киевский журналист Евгений Киселёв во время ток-шоу, посвящённого 65-летию Победы над фашизмом. Популярный журналист отметил, что в странах с высоким уровнем благосостояния населения рождаемость закономерно уменьшается. Но не так уж велик рост благосостояния населения Украины, чтобы существенно уменьшить рождаемость. Голодоморов и массовых репрессий за период с 1991 года не было. А что же было? Был массовый выезд населения на ПМЖ за границу. И разлеталась не библейская саранча, не «купцы», а создатели материальных благ. Крым не является индустриальной зоной. Из Крыма уезжают прежде всего врачи. Так, в Португалию уехал офтальмолог, зять известного в Крыму профессора-хирурга, заведующего кафедрой медуниверситета, готовится к отъезду в Португалию его дочь, офтальмолог. Профессор и сам не против уехать в Португалию, но Лиссабонский и Коимбрский университеты готовят достаточное количество терапевтов и хирургов, а вот с офтальмологами в одной из самых бедных в Европе стран проблема. Денег едва хватает на подготовку хирургов и терапевтов, а такую мелочевку как офтальмологов и дантистов бедная страна получает бесплатно из Украины. Причём получает она их не только с медицинскими знаниями, но и со знанием португальского языка. Десятилетия функционирования в Крыму секретного 165-го учебного центра по подготовке освободителей португальских колоний создали в Крыму хорошую базу для изучения, хотя бы в частном порядке, португальского языка. В самой большой португалоязычной стране, Бразилии, уже не первый год работает буксир «Черноморнефтегаза» «Атрек» с меняющимся украинским экипажем, обслуживая морские буровые «Петробраза». Не очень богатая, но бурно развивающаяся страна требует специалистов. Готовить их самой дорого и долго – вот и пользуется готовыми специалистами из Украины. Недавно на ПМЖ в Бразилию и не куда-нибудь, а под самый экватор, в город Сантус, уехала заведующая кафедрой украиноведения Крымского государственного медицинского университета. Конечно, в Бразилии таких специалистов не готовят совсем, но и для Украины факт такого разбрасывания украиноведами не может не показаться излишним расточительством. Украина уже теряет миллионы специалистов. И это сейчас, когда ещё существуют границы. А что будет, когда границы исчезнут совсем в связи с вступлением в Европейский Союз? И никакой альтернативы вступлению Украины в Европейский Союз нет. Как недавно подчеркнул заместитель главы администрации президента Украины Андрей Гончарук, «президент Виктор Янукович неоднократно заявлял, что курс на евроинтеграцию остаётся неизменным [3, c. 1]. А симпатии оппозиции к «евроатлантическому» выбору Украины общеизвестны.

В советское время учителя, воспитывая школьников, нередко повторяли, что их идеал – инженер со знанием иностранных языков. Знание иностранных языков помогало бы инженеру быть в курсе мирового передового опыта и применять этот опыт на благо родины. В условиях исчезающих границ знание иностранных языков облегчает выезд специалистов за рубеж, а, следовательно, потерю их для Украины и потерю потраченных на их подготовку средств.

Что может удержать подготовленных на территории Украины инженеров от выезда на ПМЖ за границу и спасти Украину от интеллектуального и материального разграбления? Усиление таможенного контроля на исчезающих границах здесь не поможет. Помочь может только серьёзная гуманитарная составляющая в подготовке инженеров и иных специалистов.

В этом плане заслуживает внимания опыт Национальной металлургической академии Украины (НМетАУ) в г. Днепропетровске. Когда удельный вес гуманитарной составляющей в общем объёме учебной нагрузки по Украине сокращался (с 25 % до 17 % от общего объёма часов, выделяемых на подготовку бакалавра в техническом вузе), когда многие технические вузы и вузы отраслевого подчинения ликвидировали значительную часть кафедр общественных наук, а оставшиеся были слиты в единые громоздкие разношерстные трудноуправляемые научные подразделения, ректор НМетАУ в 90-х годах ХХ ст. академик НАН Украины Ю. Н. Таран в тот сложный период не только сохранил все гуманитарные кафедры, но и создал на их основе гуманитарный факультет, положив начало подготовки специалистов по интеллектуальной собственности. А его преемник член-корреспондент НАН Украины А. Г. Величко пошел ещё дальше, инициировал и лично организовал лицензирование подготовки в НМетАУ бакалавров по гуманитарным направлениям: документоведение и информационная деятельность, перевод, профессиональное образование [4, c. 105].

При этом даваемые будущим инженерам базисные знания должны: 

¾      во-первых, учитывать основной профессиональный профиль обучающихся – базис знаний по политологии, культурологи или этике для инженеров машиностроительной промышленности должен быть выстроен иначе, нежели для химической, текстильной, пищевой или фармацевтической промышленности;

¾      во-вторых, базисный минимум должен учитывать национально-государственные интересы, при этом должны быть отражены не только аспекты проявления и развития национальных особенностей культуры, языка, административного деления, экономической географии страны, её политической структуры, межгосударственных отношений, культурных предпочтений и тенденций, но и рассмотрение закономерностей государственного строительства, раскрытие всех факторов, определяющих политико-государственную ситуацию на различных этапах исторического развития страны, а также уяснение роли и места инженера данной специальности во всех этих процессах;

¾      в-третьих, сама совокупность базисных знаний, которая обеспечивает основу для минимума по овладению гуманитарной дисциплиной или для дальнейшего эффективного самообразования должна быть выстроена в историко-теоретическом плане, что предполагает как чёткое выделение предмета изучения из объективных и (или) субъективных реалий, установление всех его свойств, качеств, характеристик, так и точное определение его места в обществе, социальной роли, связи с другими предметами, феноменами, реалиями, а самое главное, исчерпывающее описание всех сил, факторов, явлений, условий, влияющих на предмет изучения и задающих его свойства и его развитие.

При всём этом акцентировать внимание следует на таких аспектах, которые затрагивают современное положение общества, народа, государства.

И, наконец, самое главное – в ходе преподавания дисциплин гуманитарного цикла надо воспитывать. Готовя инженера, надо воспитывать патриота. В противном случае мы подготовим инженера не для Украины, а для Бразилии, Великобритании, Германии, Франции или США.

И воспитывать надо не националистов, а патриотов. Разницу этими понятиями хорошо уловил французский политический деятель генерал Шарль де Голль. По его формуле, патриот любит свой народ, а националист ненавидит другие народы. В 1940 году французские националисты, выступавшие под националистическим символом «франциска» (боевой топор франков – М. М.), предали Родину и сотрудничали с фашистскими оккупантами. Выступавший под христианским символом Лотарингского креста лидер французского Сопротивления Шарль де Голль служил Родине до последнего вздоха. Ненавидящие другие народы французские националисты втянули Францию в войну в Индокитае, а затем и в Алжире. Любящий Францию Шарль де Голль, рискуя жизнью (на него было совершено несколько покушений), буквально вытащил Францию из кровавой трясины алжирской войны и привёл свой народ к мирной жизни в процветании, создал не только французское ядерное оружие, но и ядерную энергетику, вывел свою страну в космос, обеспечил рост экономики и золотовалютных резервов, создал стабильную государственную систему, Пятую республику, которая существует уже более полувека (её предшественница, Четвёртая республика, просуществовала около 13 лет). Как показала история не только Франции, но и других стран, националисты могут легко предать Родину – патриоты же никогда. Истинный патриот всегда уважает другие народы. Не уважающий другие народы не будет ни уважать, ни по-настоящему любить свой народ.

Примитивное чувство национализма легко формируется недобросовестными средствами массовой информации. Глубокое, более сложное чувство патриотизма воспитывается всей системой именно гуманитарного образования. Любовь к Родине патриота – это Любовь с большой буквы, а истинная любовь, по определению апостола Павла, «долго терпит, милосердствует, не завидует…, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» [1, с. 214]. Попробуйте представить себе милосердного националиста, который не завидует, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.

Воспитаем в ходе преподавания гуманитарных дисциплин патриотов – будут у нас и инженеры. Не воспитаем – будем за счёт бюджетных средств готовить инженеров для других стран.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – Кишинев: Межконфессиональное библейское общество – Молдова, 1994. – 296 с.

2.        Голландс Светлана. Калькулятор независимости // Аргументы и факты в Украине. – 2005. – № 34. – С. 4

3.        Янукович сохранит курс на Европу // Крымская правда. – 2010. – № 87 (24910). – 20 мая. – С. 1.

4.        Британ В., Климашевский Л. Трансформация гуманитарной составляющей подготовки бакалавров в высшей школе Украины: за и против // Інноваційний розвиток вищої освіти: матеріали Міжнар. наук. - метод. конф. (Київ, 10-11 березня 2010 р.): тези доповідей. – К.: Київ. нац. торг. – екон. ун-т, 2010. – 400 с. – С. 104106.

5.        Масаєв М. В. Новітні педагогічні технології у контексті нової парадигми економічної освіти // Інноваційний розвиток вищої освіти: матеріали Міжнар. наук. - метод. конф. (Київ, 10-11 березня 2010 р.): тези доповідей. – К.: Київ. нац. торг. – екон. ун-т, 2010. – 400 с. – С. 183184.