УДК 372.851

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ

Е. В. Онищенко,

Макеевский городской лицей (г. Макеевка)

 

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства XXI столетия, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать как личные проблемы, так и проблемы коллектива. Выпускнику должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию, способность к творческой созидательной деятельности.

Теоретическую основу формирования творческих способностей закладывают исследования педагогов и психологов: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Дж. Гилфорда, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Ж. Пиаже и др., но на практическом уровне эта проблема является актуальной и недостаточно изученной.

Американский психолог Э. Фромм предлагает определение творчества как «способ удивлять и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях». Творчество – это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека [4].

В процессе школьного образования мощным инструментом по развитию творческих способностей учащихся выступают уроки математики, чему способствуют задания, сконструированные специальным образом:

¾      ориентированность, по возможности, на всех учащихся;

¾      простые и вместе с тем стимулирующие наблюдательность;

¾      направленные на анализ, синтез, сравнение, конкретизацию, обобщение и др.;

¾      осуществляющие связь с основным учебным материалом;

¾      предлагать решение не отдельных задач, а целой серии [2].

Основным средством развития творческих и математических способностей учащихся являются задачи, которые решаются различными способами. Выработка привычки к поиску другого варианта решения играет большую роль в будущей работе, научной и творческой деятельности. Применение различных способов решения задачи развивают не только умственные способности, но и приучает учащихся к исследовательской работе. Именно умение и способность находить различные пути и способы решения часто приносит успех [3].

Так, при изучении в пятом классе геометрических фигур мы используем древнюю китайскую головоломку Танграм. Это вызывает большой интерес у учеников и способствует развитию образного мышления, воображения, внимания, комбинаторных способностей и, безусловно, творчества.

При закреплении изученного материала нами не просто решаются задания из учебника, задачника, а и предлагается учащимся самим придумать задания, соответствующие изучаемой теме.

Также для развития творческих способностей учащихся мы используем такие задания: написать сочинение, придумать сказку или стихотворение на математическую тему, составить кроссворд, ребус или викторину. Благодаря таким заданиям, у учащихся развиваются умения самостоятельной творческой работы, появляется мотивация к учению, интерес к предмету.

Мы считаем, что для наиболее эффективного изучения материала, необходимо предоставить учащимся условия для самостоятельного открытия максимум возможного. Частичка личного знания дороже тонн объяснений [1, 225]. Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики способствует формированию инициативной, самостоятельной, конкурентоспособной личности, которая соответствует всем требованиям ХХІ века.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Лосєва Н.  М. Самовдосконалення викладача. Навчально-методичний посібник. – Донецьк: ДонНУ, 2004. – 300 с.

2.        Моторіна В. Г. Технології навчання математики в сучасній школі. – Харків: 2001. – 262 с.

3.        Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991. – 8 c.

4.        Самарин Ю. А. Творчество. – Педагогическая энциклопедия. – Т. 4. – М., 1968.