УДК 372.851
Е. В. Онищенко,
Макеевский городской лицей (г. Макеевка)
Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства XXI столетия, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать как личные проблемы, так и проблемы коллектива. Выпускнику должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию, способность к творческой созидательной деятельности.
Теоретическую основу формирования творческих способностей закладывают исследования педагогов и психологов: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Дж. Гилфорда, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Ж. Пиаже и др., но на практическом уровне эта проблема является актуальной и недостаточно изученной.
Американский психолог Э. Фромм предлагает определение творчества как «способ удивлять и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях». Творчество – это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека [4].
В процессе школьного образования мощным инструментом по развитию творческих способностей учащихся выступают уроки математики, чему способствуют задания, сконструированные специальным образом:
¾ ориентированность, по возможности, на всех учащихся;
¾ простые и вместе с тем стимулирующие наблюдательность;
¾ направленные на анализ, синтез, сравнение, конкретизацию, обобщение и др.;
¾ осуществляющие связь с основным учебным материалом;
¾ предлагать решение не отдельных задач, а целой серии [2].
Основным средством развития творческих и математических способностей учащихся являются задачи, которые решаются различными способами. Выработка привычки к поиску другого варианта решения играет большую роль в будущей работе, научной и творческой деятельности. Применение различных способов решения задачи развивают не только умственные способности, но и приучает учащихся к исследовательской работе. Именно умение и способность находить различные пути и способы решения часто приносит успех [3].
Так, при изучении в пятом классе геометрических фигур мы используем древнюю китайскую головоломку Танграм. Это вызывает большой интерес у учеников и способствует развитию образного мышления, воображения, внимания, комбинаторных способностей и, безусловно, творчества.
При закреплении изученного материала нами не просто решаются задания из учебника, задачника, а и предлагается учащимся самим придумать задания, соответствующие изучаемой теме.
Также для развития творческих способностей учащихся мы используем такие задания: написать сочинение, придумать сказку или стихотворение на математическую тему, составить кроссворд, ребус или викторину. Благодаря таким заданиям, у учащихся развиваются умения самостоятельной творческой работы, появляется мотивация к учению, интерес к предмету.
Мы считаем, что для наиболее эффективного изучения материала, необходимо предоставить учащимся условия для самостоятельного открытия максимум возможного. Частичка личного знания дороже тонн объяснений [1, 225]. Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики способствует формированию инициативной, самостоятельной, конкурентоспособной личности, которая соответствует всем требованиям ХХІ века.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лосєва Н. М. Самовдосконалення викладача. Навчально-методичний посібник. – Донецьк: ДонНУ, 2004. – 300 с.
2. Моторіна В. Г. Технології навчання математики в сучасній школі. – Харків: 2001. – 262 с.
3. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991. – 8 c.
4. Самарин Ю. А. Творчество. – Педагогическая энциклопедия. – Т. 4. – М., 1968.