УДК 51«652»:37

МАТЕМАТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ИДЕАЛЕ АНТИЧНОСТИ: СМЫСЛЫ И ЦЕННОСТИ

Э. Э. Решетова,

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского (г. Симферополь)

 

Сегодня никто не отрицает, что математика играет уникальную роль в развитии творческих способностей, формировании культуры мышления, духовно-нравственном становлении личности. Идея использовать математику как средство развития личности впервые возникла в Древней Греции. Это произошло благодаря тому, что древние греки осмыслили человека как личность – субъект, который занимает в «космосе бытия» особое место и должен отразить в себе его красоту и гармонию. На основе этого возникает античный образовательный идеал – калокагатия как единство прекрасного и добродетельного, физических и духовных совершенств, достигнутых человеком в результате его собственных усилий [3, с. 413].

Первые упоминания о калокагатии встречаются в пифагорействе, мировоззрение которого пронизано стремлением к слаженности, стройности и гармоничности. В педагогической концепции пифагорейцев математика играла ключевую роль. Воспринять и отразить в себе гармонию бытия, постичь его смысл, полагали они, человек не может без изучения количественной стороны действительности, освоения чисел и соотношений идеальных форм [10; 9, с. 318]. В результате изменений в политической и культурной жизни Древней Греции V – IV вв. до н. э. формируется новый образовательный идеал – оратор. Обучением ораторов занимались софисты, которые, по большому счёту, интеллектуальные достижения философии приспосабливали к практическим потребностям массы. Современники-философы осуждали софистов за то, что они учили за лату. Сократ считал это продажей мудрости, которая равнозначна продаже красоты [7, с. 951-952]. Образовательный идеал софистов – красноречивый оратор, умеющий доказывать все, что угодно, – требовал развития не высших духовных качеств, не любви к мудрости, а практических навыков, полезных в политических спорах и на рынке. Потому софисты не считали, что учеников необходимо знакомить с миром математических абстракций, которые не имеют ничего общего с повседневностью [1].

Платон, ученик Сократа, тоже критиковал софистов. В Академии Платона в основу образовательного идеала была положена калокагатия, которую понимали как целостность человека, единство и взаимопроникновение всех существующих добродетелей. Одним из ярких выражений этой идеи у Платона является философ – тот, кто любит мудрость, идёт по пути интеллектуального и нравственного самосовершенствования. Но для того чтобы стать философом, утверждал Платон, необходимо научиться различать добро и зло, а потому нужна зрелость ума и предварительная интеллектуальная подготовка, которую может дать только математика. Развивая пифагорейскую традицию, Платон именно математику считает особенно важным систематическим предметом, входящим в высшее образование. Изучение арифметики, геометрии и астрономии, убеждён Платон, открывает человеку путь в мир истинно сущего и способствует общему развитию его творческих способностей [4, с. 520-521; 6, с. 17]. Аристотель, ученик и сотрудник Платона, основал собственную философскую школу – Ликей. Этот мыслитель разделял представления своего учителя об образовательном идеале – калокагатии [3, с. 144]. Первоосновой всего прекрасного и в жизни, и в искусстве он считал числа и их соотношения, а математику вообще рассматривал как принцип устройства самой жизни, основой понимания всей действительности. Именно в математике, утверждал Аристотель, проявляется тот особый вид чувства, который можно было бы назвать чувством прекрасного в мышлении [5, с. 259, 594-595; 8, с. 25]. В эпоху эллинизма, когда появляются первые математики-специалисты и бурно развиваются сами математические науки, математику продолжают рассматривать как средство развития личности. При этом особое внимание уделяется специальной математической подготовке.

Древний Рим свой образовательный идеал видит в ораторе или риторе. Риторские школы не ставят своей целью поиск истины, развитие науки. Их задача – подготовка государственного деятеля или чиновника. А потому математике здесь отводится утилитарная, чисто практическая роль. Однако такой подход к образованию критиковали. Так, известный ритор Квинтилиан отстаивает необходимость широкой программы обучения при подготовке будущего оратора и  подчёркивает большое значение математики для общего развития. Математика, считает он, развивает логическое мышление, ведёт к общему пониманию мирового порядка и определения в нём места человека и человечества [2, с. 462-463].

ВЫВОДЫ

Таким образом, в эпоху античности конкурировали два образовательных идеала – философ и оратор. Роль математики в воспитании и развитии личности оценивали в зависимости от того, какой из них считали истинным. Цель обучения философа математике состояла в том, чтобы развить способность постигать высшие идеи и тем самым дать ключ к познанию внутреннего и внешнего мира. Благодаря этому математика в эпоху античности оформляется одновременно и как наука, и как учебная дисциплина. Там же, где идеалом образования считали оратора, математику как средство развития личности не рассматривали, а математическую подготовку сводили к обучению делать необходимые для хозяйства расчеты.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Гайденко П. П. История греческой философии в её связи с наукой [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://philosophy.wideworld.ru/books/ancientgreek/5/.

2.        Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики / Г. Е. Жураковский. – М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1963. – 510 с.

3.        Калокагатия // Философская энциклопедия в 5-ти томах. Т. 2 / [гл. ред. Ф. В. Константинов. Члены ред. кол. : В. Ф. Асмус, Б. Э. Быховский, М. Т. Иовчук, М. Д. Каммари и др.]. – М.: Госуд. научное изд-во «Советская энциклопедия», 1962. – С. 413 – 414.

4.        Карпов В. Натурфилософия Аристотеля и её значение в настоящее время / Вл. Карпова // Вопросы философии и психологии. – 1911. – Книга IV (109). – С. 517 – 597.

5.        Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика / А. Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1975. – 776 с.

6.        Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика / А. Ф. Лосев. – М. : Искусство, 1974. – 600 с.

7.        Обнорский Н. Софистика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 60 / Н. Обнорский. – СПб, 1900. – С. 951 – 955.

8.        Проскура Н. О. Антична філософія як джерело ідеї математичної естетики / Н. О. Проскура. – К.: ТОВ «Міжнар. фін. Агенція», 1998. – 36 с.

9.        Трубецкой С. Н. Пифагор и пифагорейцы / Кн. С. Н. Трубецкого // Вопросы философии и психологии. – 1905. – Книга II (77). – С. 303 – 325.

10.     Шафаревич И. Р. О некоторых тенденциях развития математики: Лекция по случаю официального вручения Хейнемановской премии Геттингенской Академии Наук [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vzms.org/shafarevich.htm.