УДК 930.1
М. В. Масаев,
Крымский УКЦ Киевского славистического университета
(г. Симферополь)
Постановка проблемы. Первые два десятилетия после распада СССР прошли для независимой Украины под знаком реставрации капитализма и усиленной подготовки в вузах экономистов. И, как говорил пророк Израилю в ветхозаветные времена: «Купцов у тебя стало более, нежели звёзд на небе» [1, c. 906]. «Но эта саранча, – как предупреждал пророк Наум, – рассеется и улетит» [1, c. 906]. То, что эта саранча рассеется и улетит, чувствуют уже и на Украине, и в России. Опыт Китая, Японии и даже соседней Турции свидетельствует о том, что процветают те, кто производит. А для производства, в частности, нужны инженеры. В России для стимуляции процесса подготовки инженеров создаётся «силиконовая долина» в подмосковном Сколково. Но одновременно в России становится популярным лозунг: «Даёшь гуманитарное Сколково!» И это не случайно.
Актуальность затрагиваемой темы в том, что без гуманитарной составляющей подготовка современного инженера – дело весьма дорогое как для государства, так и для отдельных граждан – может оказаться для государства делом абсолютно бесполезным. И вот почему. За годы независимой жизни население Украины постоянно уменьшается. Только к 2005 г. население Украины уменьшилось с 52 млн. [2, c. 4] до 47 млн. [2, c. 4]. И объясняется это не только ростом благосостояния населения, как это попытался сделать известный киевский журналист Евгений Киселёв во время ток-шоу, посвящённого 65-летию Победы над фашизмом. Популярный журналист отметил, что в странах с высоким уровнем благосостояния населения рождаемость закономерно уменьшается. Но не так уж велик рост благосостояния населения Украины, чтобы существенно уменьшить рождаемость. Голодоморов и массовых репрессий за период с 1991 года не было. А что же было? Был массовый выезд населения на ПМЖ за границу. И разлеталась не библейская саранча, не «купцы», а создатели материальных благ. Крым не является индустриальной зоной. Из Крыма уезжают прежде всего врачи. Так, в Португалию уехал офтальмолог, зять известного в Крыму профессора-хирурга, заведующего кафедрой медуниверситета, готовится к отъезду в Португалию его дочь, офтальмолог. Профессор и сам не против уехать в Португалию, но Лиссабонский и Коимбрский университеты готовят достаточное количество терапевтов и хирургов, а вот с офтальмологами в одной из самых бедных в Европе стран проблема. Денег едва хватает на подготовку хирургов и терапевтов, а такую мелочевку как офтальмологов и дантистов бедная страна получает бесплатно из Украины. Причём получает она их не только с медицинскими знаниями, но и со знанием португальского языка. Десятилетия функционирования в Крыму секретного 165-го учебного центра по подготовке освободителей португальских колоний создали в Крыму хорошую базу для изучения, хотя бы в частном порядке, португальского языка. В самой большой португалоязычной стране, Бразилии, уже не первый год работает буксир «Черноморнефтегаза» «Атрек» с меняющимся украинским экипажем, обслуживая морские буровые «Петробраза». Не очень богатая, но бурно развивающаяся страна требует специалистов. Готовить их самой дорого и долго – вот и пользуется готовыми специалистами из Украины. Недавно на ПМЖ в Бразилию и не куда-нибудь, а под самый экватор, в город Сантус, уехала заведующая кафедрой украиноведения Крымского государственного медицинского университета. Конечно, в Бразилии таких специалистов не готовят совсем, но и для Украины факт такого разбрасывания украиноведами не может не показаться излишним расточительством. Украина уже теряет миллионы специалистов. И это сейчас, когда ещё существуют границы. А что будет, когда границы исчезнут совсем в связи с вступлением в Европейский Союз? И никакой альтернативы вступлению Украины в Европейский Союз нет. Как недавно подчеркнул заместитель главы администрации президента Украины Андрей Гончарук, «президент Виктор Янукович неоднократно заявлял, что курс на евроинтеграцию остаётся неизменным [3, c. 1]. А симпатии оппозиции к «евроатлантическому» выбору Украины общеизвестны.
В советское время учителя, воспитывая школьников, нередко повторяли, что их идеал – инженер со знанием иностранных языков. Знание иностранных языков помогало бы инженеру быть в курсе мирового передового опыта и применять этот опыт на благо родины. В условиях исчезающих границ знание иностранных языков облегчает выезд специалистов за рубеж, а, следовательно, потерю их для Украины и потерю потраченных на их подготовку средств.
Что может удержать подготовленных на территории Украины инженеров от выезда на ПМЖ за границу и спасти Украину от интеллектуального и материального разграбления? Усиление таможенного контроля на исчезающих границах здесь не поможет. Помочь может только серьёзная гуманитарная составляющая в подготовке инженеров и иных специалистов.
В этом плане заслуживает внимания опыт Национальной металлургической академии Украины (НМетАУ) в г. Днепропетровске. Когда удельный вес гуманитарной составляющей в общем объёме учебной нагрузки по Украине сокращался (с 25 % до 17 % от общего объёма часов, выделяемых на подготовку бакалавра в техническом вузе), когда многие технические вузы и вузы отраслевого подчинения ликвидировали значительную часть кафедр общественных наук, а оставшиеся были слиты в единые громоздкие разношерстные трудноуправляемые научные подразделения, ректор НМетАУ в 90-х годах ХХ ст. академик НАН Украины Ю. Н. Таран в тот сложный период не только сохранил все гуманитарные кафедры, но и создал на их основе гуманитарный факультет, положив начало подготовки специалистов по интеллектуальной собственности. А его преемник член-корреспондент НАН Украины А. Г. Величко пошел ещё дальше, инициировал и лично организовал лицензирование подготовки в НМетАУ бакалавров по гуманитарным направлениям: документоведение и информационная деятельность, перевод, профессиональное образование [4, c. 105].
При этом даваемые будущим инженерам базисные знания должны:
¾ во-первых, учитывать основной профессиональный профиль обучающихся – базис знаний по политологии, культурологи или этике для инженеров машиностроительной промышленности должен быть выстроен иначе, нежели для химической, текстильной, пищевой или фармацевтической промышленности;
¾ во-вторых, базисный минимум должен учитывать национально-государственные интересы, при этом должны быть отражены не только аспекты проявления и развития национальных особенностей культуры, языка, административного деления, экономической географии страны, её политической структуры, межгосударственных отношений, культурных предпочтений и тенденций, но и рассмотрение закономерностей государственного строительства, раскрытие всех факторов, определяющих политико-государственную ситуацию на различных этапах исторического развития страны, а также уяснение роли и места инженера данной специальности во всех этих процессах;
¾ в-третьих, сама совокупность базисных знаний, которая обеспечивает основу для минимума по овладению гуманитарной дисциплиной или для дальнейшего эффективного самообразования должна быть выстроена в историко-теоретическом плане, что предполагает как чёткое выделение предмета изучения из объективных и (или) субъективных реалий, установление всех его свойств, качеств, характеристик, так и точное определение его места в обществе, социальной роли, связи с другими предметами, феноменами, реалиями, а самое главное, исчерпывающее описание всех сил, факторов, явлений, условий, влияющих на предмет изучения и задающих его свойства и его развитие.
При всём этом акцентировать внимание следует на таких аспектах, которые затрагивают современное положение общества, народа, государства.
И, наконец, самое главное – в ходе преподавания дисциплин гуманитарного цикла надо воспитывать. Готовя инженера, надо воспитывать патриота. В противном случае мы подготовим инженера не для Украины, а для Бразилии, Великобритании, Германии, Франции или США.
И воспитывать надо не националистов, а патриотов. Разницу этими понятиями хорошо уловил французский политический деятель генерал Шарль де Голль. По его формуле, патриот любит свой народ, а националист ненавидит другие народы. В 1940 году французские националисты, выступавшие под националистическим символом «франциска» (боевой топор франков – М. М.), предали Родину и сотрудничали с фашистскими оккупантами. Выступавший под христианским символом Лотарингского креста лидер французского Сопротивления Шарль де Голль служил Родине до последнего вздоха. Ненавидящие другие народы французские националисты втянули Францию в войну в Индокитае, а затем и в Алжире. Любящий Францию Шарль де Голль, рискуя жизнью (на него было совершено несколько покушений), буквально вытащил Францию из кровавой трясины алжирской войны и привёл свой народ к мирной жизни в процветании, создал не только французское ядерное оружие, но и ядерную энергетику, вывел свою страну в космос, обеспечил рост экономики и золотовалютных резервов, создал стабильную государственную систему, Пятую республику, которая существует уже более полувека (её предшественница, Четвёртая республика, просуществовала около 13 лет). Как показала история не только Франции, но и других стран, националисты могут легко предать Родину – патриоты же никогда. Истинный патриот всегда уважает другие народы. Не уважающий другие народы не будет ни уважать, ни по-настоящему любить свой народ.
Примитивное чувство национализма легко формируется недобросовестными средствами массовой информации. Глубокое, более сложное чувство патриотизма воспитывается всей системой именно гуманитарного образования. Любовь к Родине патриота – это Любовь с большой буквы, а истинная любовь, по определению апостола Павла, «долго терпит, милосердствует, не завидует…, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» [1, с. 214]. Попробуйте представить себе милосердного националиста, который не завидует, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.
Воспитаем в ходе преподавания гуманитарных дисциплин патриотов – будут у нас и инженеры. Не воспитаем – будем за счёт бюджетных средств готовить инженеров для других стран.
ЛИТЕРАТУРА
1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – Кишинев: Межконфессиональное библейское общество – Молдова, 1994. – 296 с.
2. Голландс Светлана. Калькулятор независимости // Аргументы и факты в Украине. – 2005. – № 34. – С. 4
3. Янукович сохранит курс на Европу // Крымская правда. – 2010. – № 87 (24910). – 20 мая. – С. 1.
4. Британ В., Климашевский Л. Трансформация гуманитарной составляющей подготовки бакалавров в высшей школе Украины: за и против // Інноваційний розвиток вищої освіти: матеріали Міжнар. наук. - метод. конф. (Київ, 10-11 березня 2010 р.): тези доповідей. – К.: Київ. нац. торг. – екон. ун-т, 2010. – 400 с. – С. 104 –106.
5. Масаєв М. В. Новітні педагогічні технології у контексті нової парадигми економічної освіти // Інноваційний розвиток вищої освіти: матеріали Міжнар. наук. - метод. конф. (Київ, 10-11 березня 2010 р.): тези доповідей. – К.: Київ. нац. торг. – екон. ун-т, 2010. – 400 с. – С. 183 –184.