УДК 101.1

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

О. Г. Приймак,

Национальный университет биоресурсов

 и природопользования Украины (г. Киев)

 

Образование для инновационных обществ составляет основу прогресса человечества. Базовое образование, профессионально- техническая подготовка, академическая квалификация, пожизненное повышение профессиональных навыков и знаний в соответствии с потребностями рынка труда, а также поддержка развития новаторского мышления имеют существенно-важное значение для определения направления экономического и технического прогресса по мере продвижения к созданию общества, основанного на знаниях. Они обеспечивают также развитие личности, способствуют формированию общественной гражданской позиции и вовлечению людей в жизнь общества. Обеспечение приспособляемости возможности устроиться на работу и управление переменами становятся главной задачей общества в нынешнем веке. Существенно-важное значение приобретает способность человека к перемене профессий, культурной среды. Своеобразной «визиткой» мобильности становится образование и пожизненное обучение каждого члена нашего общества.

В анализе современного общества довольно частым стало упоминание о комплексном всеохватывающем кризисе. Непростая ситуация в состоянии современного высшего образования. Однако констатация факта – едва ли лучшее средство решения проблемы. Нужны перемены. Высокая и воистину гуманная цель должна достигаться при условии, что образование представляет собой всестороннее развитие человека как личности и высшей ценности общества. Образование должно быть основой духовного, социального, экономического и культурного развития общества и государства. Современная система образования должна закладывать контуры глобальной ситуации ХХІ века, формировать мышление новой генерации, которая стоит перед новыми реалиями и духовными ориентирами. Ушедший в историю ХХ век внес в осмысление культурно-образовательного процесса как ощущение величественных научно-технических достижений, так и чувство невосполнимых утрат и потерь в духовном бытии и коммуникации человека. Именно поэтому вызревают перемены в грядущем витке НТР и в самой природе цивилизации под влиянием естественных и гуманитарных наук: их совокупное действие  поставило человека и духовную культуру в приоритеты будущего.

Поиски новой философии образования – классическая проблема гуманитарной науки. В духовной жизни Украины она обрела сейчас особую актуальность. Состояние духовной культуры общества вызывает вполне обоснованное беспокойство: происходит деградация духовных ценностей вследствие безудержного роста прагматизации жизни, пропаганды насилия, несоблюдения правовых, моральных и иных социальных норм (все это обретает масштабы глобальной социальной проблемы).

Формируя новую философию образования, следует учитывать действие этих негативных факторов. Целесообразно строить ее на таких принципах, которые по природе своей способны противостоять воинствующему невежеству, вседозволенности, распущенности и антигуманизму. Представляется, что духовность, как сущностное мерило культуры и подлинной интеллигентности, а также культурная лояльность, понимаемая как просвещенность и восприимчивость к любым культурно-историческим системам и ценностям, должны стать атрибутивными признаками новой философии образования, реализуемой в гражданском обществе Украины. В настоящий момент  уже наблюдаются попытки преодоления наследия старой философии образования: в обществе возрождается естественная структура ценностей, ответственность дополняется свободой, классовая целесообразность сменяется социальной рациональностью, технократизм массовой кузницы специалистов должен уступить место новой философии и методологии воспроизводства духовности и культуры у профессионалов, способных решать как фундаментальные, так и прикладные задачи. Однако, решение этой проблемы является сложным и противоречивым процессом.

Образование и культура остаются едва ли не единственными социальными институтами, в рамках которых можно активно противостоять нашествию античеловеческих ценностей и идеалов, разрушающих гуманистическую природу личности и общества. Однако, и образование, и культура, в то же время, представляют собой открытые социальные системы, которые в своем развитии неизбежно взаимодействуют с антикультурой, что не может не сказываться на содержании интеллекуального роста и социализации личности.

Среди многих измерений образования следует выделить такое понимание этого многогранного процесса, которое подчеркивает его универсальный общенаучный характер. Идеалом образованного человека должен быть не столько «человек знающий», сколько «человек думающий», человек, которого система образования подготовила к жизни, который ориентируется в сложных условиях современности и  осознал свое место в обществе. Отсюда – направленность процесса реформирования образовательных программ, их переориентация с уровня просветительского на уровень «чувства-рацио», на воспитание личности с гибким интеллектом. Парадигмой современного образования должна стать не определенная сумма знаний и умений, а своеобразная духовная опора человека в современном мире, основа духовности и самореализации в жизни, то есть, у человека должна вырабатываться не только «культура мышления», но и «культура понимания». В связи с этим возникает вопрос о поисках новых форм организации образования с учетом удержания всего положительного, что было в предыдущем.

Очень важно также осмыслить обьем и предназначение гуманитарной составляющей образования любого уровня, ибо именно она обеспечивает формирование надлежащего отношения к духовным богатствам человечества. Эффективность преподавания гуманитарных дисциплин находится  в прямой связи с уровнем их концептуального единства и должна базироваться на осознании фундаментальных проблем методологии научного познания, способов педагогических новаций и философского понимания истины.

Миссия гуманитарного блока образование в формировании мировоззрения, ценностных ориентаций, общей культуры личности и ее гражданской позиции совершенно особая, можно сказать, уникальная.

В условиях СССР все гуманитарное образование зиждилось на моноидеологической марксистской идеологии. Ее опорой были принципы, определяющие роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, материального производства в жизни общества, роли народных масс и классовой борьбы революций, как «локомотивов истории», последовательной смены общественно-экономических формаций и принципа партийности, который обязывал обществоведов преподавать гуманитарные предметы с четких классовых позиций, давать должную оценку общественным явлениям и событиям. Жизнь и практика детерминируют необходимость переосмысления этих принципов, а соответственно, и трансформации всей системы гуманитарного образования. Задача эта далеко не простая. Заменить марксизм другим модным современным «измом» - путь малоперспективный. Принципиально неприемлемым как сейчас, так и в будущем, есть отрицательное отношение к марксизму. Эта теория является одной из ведущих теорий социогуманитарной культуры человечества. В ней есть свои плюсы и минусы, свои пределы эвристичности и свое поле применения на практике.  И это важно понять не в идеализированном, а в научном отношении. Переосмысление должно вестись с учетом познавательного опыта теоретиков разных стран, всех оригинальных мыслителей. Этого требует наша современность – время радикальных общественных трансформаций.

Каким же должно быть современное образование, в том числе, гуманитарное? Прежде всего, образование должно быть всесторонним на основе синтеза естественных и гуманитарных наук. Надежным заслоном на пути утилитаризма может стать преподавание философии и близких к ней наук, включая историю философии, историю науки, историю техники и технологий. Как известно неполное, одностороннее знание рождает одностороннее действие, что в условиях обострения глобальных проблем современности чревато катастрофическими последствиями. В этой связи актуализируется вопрос о  близких и отдаленных последствиях человеческой деятельности и способности специалистов их предвидеть. Воспитать таких специалистов могут только творческие, широко и разносторонне подготовленные педагоги. И тут проблема личности и социального статуса преподавателя ВУЗа становится очень острой. Социальный статус преподавателя определяется не столько декларируемым его высоким социальным предназначением, сколько его реальным материальным положением и отношением к нему в обществе. Без решения проблемы преподавателя вузовское образование вряд ли продвинется по пути обновления.

Содержание же современного образования определяют такие факторы: глобализация общественной жизни, переход от традиционного к динамическому, от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу, становление государственной независимости Украины, Белоруссии, Молдовы и других молодых государств. В образовании должен осуществляться переход от просветительской к антропологической парадигме, к культуроцентризму, то есть, новой парадигмой образования и воспитания должен стать их гуманистически-инновационный тип, построенный на принципе органического единства обучения и воспитания. Новые общественные реалии требуют философского осмысления и на этой основе создания целостной системы образования и воспитания, которая направляла бы молодое поколение на освоение им гуманистической культуры, основанной на фундаменте демократии, свободы личности, что приведет к изменению менталитета через образование.

Выдающийся естествоиспытатель, глубокий и оригинальный мыслитель ХХ века В.И. Вернадский видел задачу образования в том, чтобы быстро и полно передавать достижения науки, техники, культуры, способствовать развитию народного сознания, ибо самой надежной гарантией безопасности и могущества государства есть образованный и культурный народ. Вот почему столь остро стоит сейчас проблема сохранения интеллектуального потенциала общества. Посему важной задачей реформирования современного высшего образования является предотвращение разрушения того, что уже есть в национальном образовании. Задачи обновления и развития современного высшего образования в соответствии с изменившимися социально-экономическими и политическими условиями, функционирования всех его звеньев не могут быть успешно решены без учета богатого опыта, накопленного в советские десятилетия.

Новые общественные реалии обуславливают необходимость качественно нового подхода к постановке задач в самом педагогическом процессе, который должен строиться на принципах гуманизации и  гуманитаризации. Процесс обучения и воспитания должен быть направлен непосредственно на личность студента. При этом следует учитывать психологию восприятия современной молодежи, которая, как правило, лишена консерватизма, веры в авторитеты, в готовые истины. Современному студенчеству присуще критическое отношение к учебе, чуткое реагирование на все новое, на аналитическую информацию. У студентов возрастает интерес к истории, философии, социологии, культурологи и другим дисциплинам. Поэтому в преподавании этих дисциплин следует использовать все разнообразие методов и форм обучения, выделяя особо активные формы. В современном образовании в целом возросла значимость педагогических новаций, связанных с активным участием студентов учебном процессе, с увеличением удельного веса практических занятий, самостоятельной работы, диалога между обучаемым и обучающим. Становясь полноправными субъектами учебного процесса, студенты приобретают не только теоретические, но и необходимые прикладные знания, практические навыки, умение анализировать ситуацию и самостоятельно решать возникающие проблемы. На этом пути воспитываются специалисты, способные к новаторской деятельности, а образование становится «предвосхищающим». Научные знания, полученные в процессе обучения и творчески использованные в практической деятельности, становятся культурой человека и общества, придают им большую гуманность. Тем самым образование становится важнейшим стабилизирующим фактором общественной жизни и условием саморазвития, самореализации человека.

ВЫВОДЫ

В современном мире наука и образование становятся основными факторами прогресса, а молодежь является ключевым действующим лицом в продуцировании и использовании знаний.

В этой связи особо актуальной является проблема взаимодействия образования и науки.

Необходим поиск решений для достижения нового качества образования как важнейшей составляющей формирования научно-технологического потенциала в стратегической перспективе.

Научно-технологический и образовательный потенциал – неисчерпаемый источник развития экономики. Использование этого фактора для создания наукоемких отраслей экономики требует наличия высококвалифицированных кадров, способных работать в области фундаментальных исследований и выполнять перспективные технологические разработки на прорывных направлениях современной науки техники

Задача подготовки таких кадров вполне может решаться путем достижения тесного гармоничного взаимодействия и взаимопроникновения образовательной деятельности научных исследований с учетом осознания фундаментальных проблем методологии научного познания, способов педагогических новаций, философского осмысления истины и миссии гуманитарного блока образования в формировании у будущих специалистов мировоззрения, духовности и культуры.