УДК 167 / 168: 001.3
Е. В. Ратникова,
Институт философии НАН Украины (г. Киев)
1. Названные в заглавии три понятия взяты для данного анализа не случайно, ибо именно они, как многие полагают, составляют нравственный фундамент современного глобализованного мира. Именно эти три слова встречаются чаще других в разного рода рекомендательных документах или темах вузовских семинаров, посвященных проблемам образования и воспитания студенчества.
2. Гуманизм в современном понимании слова – это система воззрений, основывающаяся на общечеловеческих ценностях и отстаивающая свободу личности в социальной, политической, религиозной и др. сферах. И в этом своём значении, и в более узком, исторически-конкретном, гуманизм (от латинского humanus – человечный) означает приоритет природного, естественного человеческого начала в человеке и умаление или отрицание божественного в нем. Человек становится мерилом всех ценностей и центром мироздания. Гуманизм и возник в эпоху Возрождения как система взглядов, противостоящая учению церкви.
Происхождение термина «гуманизм» идёт от греческой и римской античности: в Греции высшим культурным и моральным идеалом была «пайдейя». Этот термин был переведён на латинский как «виртус» (virtus) и как «человечность» (humanitas) в эпоху Возрождения, когда гуманизм стал общеевропейским движением, «которое повсюду спонтанно прорывается из медленно формирующихся духовных преобразований и сущность которого описывается как углубление и возбуждение духовной жизни, освобождение индивида, пробуждение личностного чувства, внимание к природе и опыту…» [1, с. 16]. Таким образом, под гуманизмом подразумевается конкретный набор добродетелей, и тем самым гуманизм определяется как этический принцип культуры.
Слово «гуманизм» впервые было употреблено Цицероном, который понимал под ним «идеал образования знатных римлян, содержанием которого было… воспитание людей… по греческому образцу…» [2, с. 169].
Как явление культуры, гуманизм впервые заявил о себе в период Ренессанса, когда складываются основанные на изучении классических образцов античности представления об идеальном человеке, равном в своей творческой и свободной сути Богу. В этот период утверждается отношение к человеку как к высшей ценности, предполагающей признание его прав на свободу, счастье, развитие, творческую реализацию сущностных сил. Именно с этого периода начинает складываться философское значение термина «гуманизм», которое, несмотря на исторические видоизменения, сохранило своё основное содержательное значение вплоть до наших дней.
3. Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – философская концеиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия. В случае разнообразия форм знания и познания обычно говорят об эпистемологическом плюрализме, а в случае разнообразия форм бытия имеют в виду онтологический плюрализм.
Термин «плюрализм», как противоположный «монизму», был предложен немецким философом Х. Вольфом в начале ХVIII века для обозначения философской позиции, которая отрицает единство мира и утверждает, что в основе мира лежит множество самостоятельных и независимых начал бытия. В последующие эпохи гносеологической основой плюралистических концепций становится релятивизм, то есть утверждение относительности, условности всякого знания и отрицание устойчивости вещей и явлений.
В конце XIX – начале XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в философских конценциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм, экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм У. Джеймса, философия науки К. Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя П. Фейерабенда).
Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джеймс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.
Плюрализм – понятие современное. Оно означает свободу выражения различных точек зрения на явления природы, частной и общественной жизни людей. Известный историк античной философии Диоген Лаэртский насчитывал 14 философских школ, течений и направлений, процветавших в его время. Вот это и можно считать первым в истории проявлением плюрализма и свободомыслия.
В современном мире плюрализм развился и в социологическую теорию, согласно которой общественно-политическая жизнь представляет собой конкуренцию множества социальных групп, партий и организаций. В более широком значении, то есть именно в том, которое усиленно пропагандируется сегодня, плюрализм – это сосуществование разных форм политической, экономической, культурной жизни как главный принцип устройства правового общества, а также многообразие взглядов и мнений, дающее возможность свободы выбора.
4. «Толерантность» – понятие, выражающее терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам; указывающее на оправданность какой-то (другой) позиции во имя признания лучших человеческих качеств, во имя их возвеличивания. Толерантность необходима – например, во имя устойчивого развития общества, – по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. По отношению к субъекту-индивиду она является признаком его уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое (течение) не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции.
Слово «толерантность» (от латинского tolerantia – терпение) первоначально функционировало только в роли термина, использующегося в физиологии, где оно означает способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. Более широкое значение слова, с которым оно вошло в современный русский язык, – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Примечательно здесь то, что сугубо биологическое, физиологическое свойство, присущее различным живым организмам, переносится в сферу человеческого сознания, то есть это слово изначально несёт в себе внутреннее уподобление человеческой личности – биологической особи. Русское же слово «терпимость», означающее способность и умение терпеть что-нибудь чужое, мириться с чужим мнением, происходит от глагола «терпеть», который отражает одно из самых важных способностей человеческой души и прямо связано с понятием «смирение». Оно характеризует умение человека стойко сносить тяготы, мужаться, не унывать.
Кроме того, смысловой и ассоциативный ореол слов «толерантность» и «терпимость» различен. Говоря о толерантности, предполагают чаще всего безграничную (в соответствии с общей концепцией современного глобализованного «мира без границ») внутреннюю готовность принимать, оправдывать, допускать всё и вся, «добру и злу внимая равнодушно». А терпимость не обязательно предполагает отсутствие внутреннего непоколебимого стержня.
Нередко встречаются крайности в трактовке толерантности, например, такие как это имеет место в постмодернизме. Его сторонники в своих акцентах на либерализм доводят толерантность до так называемого «принципа терпимости» (например, в трактовке П. Фейерабенда), что ведёт не только к допустимости сосуществования научного и вненаучного знания, но и – в культурологическом плане – к ориентации на массовую культуру исключительно в угоду потребителю (если для какой-то формы есть потребитель, то она имеет право на существование как элемент культуры).
5. То, что плюрализм совместим и связан с гуманизмом и толерантностью, можно также показать на примере философии У.Джеймса. Дело в том, что достаточно распространённая трактовка прагматизма в утилитаристском и инструменталистском духе представляется весьма ограниченной, если взглянуть на такие трактовки через призму философских трудов Джеймса. Особенно отчётливо это можно увидеть в его человекомерных трактовках опыта, истины и веры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. – М.: РОССПЭН, 2004. – 204 с.
2. Словарь античности. Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989. – 704 с.